Главная » КУЛЬТУРА » На Винзаводе поговорили о будущем — реальном и фантастическом

На Винзаводе поговорили о будущем — реальном и фантастическом

Пастернак воскресил машины

Приближается Новый год, а значит, самое время подводить итоги и строить планы на будущее. На Винзаводе не стали ограничиваться рамками одного года: проанализировали сразу 10 минувших лет (именно столько существует крупнейший арт-центр современного искусства) и наметили перспективы на грядущие 5. И даже больше — представили будущее культуры с помощью вымышленного художника: искусственного интеллекта Роберта Пастернака…

Фото: пресс-служба винзавода

Но обо всем по порядку. Начнем с будущего — казалось бы, далекого, но только на первый взгляд. Итак, место действия — фантастическая Российская Федерация, космическая империя. Время — будущее, в котором станция «Мир» стала такой же архаикой, как для нас — древнегреческое искусство. Главный герой — первое «сверхразумное существо, обладающее художественной анатомией», исследователь, физиолог и археолог, робот Роберт Пастернак. Такова мифология выставки Арсения Жиляева «Возвращение», ставшей заключительной в цикле юбилейных проектов Винзавода под названием «Прощание с вечной молодостью».

Перед нами 13 белых скульптур, представляющие собой компиляцию различных культурных кодов (искусство Древней Греции, Востока, языческой символики) и космических технологий. Здесь, в Цехе Красного, можно найти орбитальную станцию «Мир», искусственный спутник Венеры, астероид Эрос и даже слепок урагана «Катрина», сделанный по снимку из космоса. Венчает выставку огромный фронтон, отчетливо напоминающий древнегреческий, но украшенный изображением космической станции и надписью, стилизованной под древнерусский шрифт: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Каждая скульптура помечена знаком, похожим на руны, — символом фантастической РФ. На стенах же рассказывается об эволюции видения истории культуры Роберта Пастернака, в которой переломным моментом становится межпланетарный обвал Интернета…

Фото: пресс-служба винзавода

— Здесь смешивается эстетическое, техническое, сакральное, — рассказывает «МК» Арсений Жиляев. — Размывается граница между природным и техническим, живым и неживым. «Возвращение» — это воскрешение машин, которые пали в героической борьбе освоения космоса. Это проект, связанный с эстетикой русского космизма. Человек и машина соединились, они воскрешены в новом формате. Эта тема не звучит так утопично, как сто лет назад. Сейчас это вполне решаемая задача — если не воскрешения, то радикального продления жизни. Так что начатая Федоровым дискуссия о философских и этических вопросах, связанных с этой проблематикой, актуальна как никогда. Центральная идея: человек должен взять на себя ответственность за обещания Нового Завета и всех воскресить, не дожидаясь Страшного Суда. Должно прийти внутреннее откровение, что человеку уже все дано, Христос умер за наши грехи, и нужно взять в свои руки эволюцию и идти вперед.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*