«Мамут работал у нас юристом, Аркаша Новиков — в кафе»

Стас Намин — об оранжерее суперзвезд, покорении Америки и навсегда ушедшей романтике рока

Стас Намин, музыкант, композитор, художник, режиссер и продюсер, один из пионеров отечественного рока, сам не верит в круглую дату — 30 летие созданного им продюсерского центра SNC, в котором появились «Бригада С», «Моральный кодекс», «Калинов мост» и многие другие яркие музыканты — не считая созданной Наминым самой громкой «экспортной» советской рок-группы «Парк Горького» (Gorky Park).

Помимо разных творческих проектов и театра, который уже завоевал признание за рубежом, серии фестивалей российской культуры в США, Китае, Германии и других странах центр организовал персональные выставки самого г на Намина, уже как художника и фотографа, в Академии художеств России. Мэтр увлекся и крупными формами — записал симфонию с Лондонским симфоническим оркестром, которая в исполнении Российского национального оркестра была представлена в БЗК… А планов по-прежнему громадье…

фото: Лилия Шарловская

Перечислить даже в сжатой форме все, что за эти годы было создано, придумано, сотворено, часто впервые в истории здешней рок-музыки и шоу-бизнеса, — большая проблема. Первая советская частная телекомпания с культовыми проектами «Желтая подводная лодка», «Классика Голливуда» и др. Первая частная радиостанция SNC, которая взорвала советский эфир живым вещанием без цензуры. Первая частная фирма грамзаписи SNC Records, сломавшая монополию фирмы «Мелодия», которая выпустила всех, кого можно и даже кого нельзя было в годы еще существовавшей, хотя и из последних сил, советской цензуры. «Мы выпускали не только музыкантов нашего центра, но и всех, кто был запрещен и в этом нуждался. Мне позвонил Боря Гребенщиков: «Выпустишь нашу пластинку?» — «Конечно, да!» — вспоминает Стас Намин.

Конец 80 х годов прошлого века был бурным временем в истории страны и, разумеется, в истории ее рок-музыки, которая в советские времена всегда существовала как самый сладкий плод — на грани разрешенного и запретного. При этом к 1987–1988 годам Стас Намин был далеко не новичком в жанре — его группа «Цветы» уже больше десяти лет пробивалась сквозь бетонные стены официальной культурной политики и добилась-таки на тернистом пути завидных по тем временам результатов.

При том, что их песни были запрещены на радио и телевидении, единственная в стране государственная фирма грамзаписи «Мелодия», однако, снизошла до выпуска нескольких маленьких пластинок-миньонов и продала их миллионными тиражами.

Исполнителям, правда, не платила, а в конце 1970 х, когда название «Цветы» было запрещено (из-за прямой ассоциации с «поколением цветов» хиппи), чтобы не потерять прибыль, разместила на обложке очередной пластинки вместо официально разрешенного пресного термина «вокально-инструментальный ансамбль» забористое словечко «группа», считавшееся тоже подозрительным и совсем несоветским. Но без «Цветов». Просто «Группа Стаса Намина». Или был еще «Ансамбль под управлением Андрея Макаревича» и пр. — так вот изгалялись тогда цензурные хомячки… Но термин «группа» на людей тоже действовал завораживающе.

В 1989 году под эгидой уже созданного им центра Стасу Намину удалось провести в Москве грандиозный Фестиваль мира на стадионе в Лужниках с участием крупнейших западных рок-групп. Еще годом ранее о таком даже невозможно было мечтать. Но в перестройку все менялось очень быстро, и этот прорыв тоже знаменовал новую эру свободы в стране. Фестиваль прозвали «советским Вудстоком», он стал не только уникальным и крупнейшим за всю историю СССР, но и сенсацией мирового масштаба, номинированной на «событие года» даже в США. Недавно американский журнал Rolling Stone посвятил этому историческому событию большую статью, взяв интервью у всех его звездных участников.

В юбилейное для Стаса Намина время мы тоже решили повспоминать с мэтром былое, тем более что многие вехи «славного пути» впервые отражались тогда именно в публикациях «Звуковой дорожки» и других рубриках «МК». Начали с того, что в те бурные и романтические годы многое происходило не благодаря, а вопреки…

фото: Елена Минашкина

Серпом и молотом — по «железному занавесу»

— Вообще-то история с центром началась с того, что «Цветы» после долгих запретов все-таки выехали в 1986 году в тур по США на волне перестройки.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: