Грузия пытается не остаться у разбитой дороги

Грузия пытается не остаться у разбитой дороги

Грузия пытается не остаться у разбитой дороги

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в среду посетил Ереван, а на прошлой неделе — Баку. В этих отчасти ознакомительных для господина Гарибашвили визитах можно увидеть важную для Тбилиси цель — сохранить свою роль в регионе после частичного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и ожидаемого открытия новых транспортных коридоров. В Тбилиси опасаются, что реализация планов может если не нивелировать, то уж точно уменьшить «транзитную функцию Грузии».

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, занявший этот пост в феврале 2021 года, совершил визиты в две важнейшие для Тбилиси страны — Азербайджан и Армению. Поездка в Баку состоялась еще 5 мая, а в Ереван — 12 мая. В обеих столицах прием был очень теплым. Встречаясь с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, господин Гарибашвили решил напомнить ему слова его отца — бывшего президента страны Гейдара Алиева, который говорил, что соседство грузинского и азербайджанского народов «предопределено судьбой». Политики выразили удовлетворение реализацией совместных проектов, которых особенно много в сферах транспорта и энергетики,— например, это Южный газовый коридор и железная дорога Баку—Тбилиси—Карс.

Во время визита в Ереван Ираклий Гарибашвили услышал похожие слова. «Для нас очевидно, что армяно-грузинское партнерство является одной из важнейших гарантий обеспечения стабильности в регионе»,— заявил и. о. армянского премьера Никол Пашинян на совместной пресс-конференции. «Стабильность Армении и демократическое развитие являются крайне важными для нашей страны и всего региона. Мы уверены, что досрочные парламентские выборы (они в Армении назначены на 20 июня.— “Ъ”) будут открытыми и прозрачными и армянский народ еще раз покажет миру преданность демократическим принципам»,— ответил гость.

Главная тема визита лежала на поверхности. «В ходе встречи мы коснулись перспектив сотрудничества в сферах транспорта, энергетики и других экономически важных отраслей, решили акцентировать внимание на развитии торговых и экономических связей. С нашей стороны была отмечена важность более эффективного использования потенциала региональных транспортных коммуникаций и транзита»,— сказал Никол Пашинян. Этими словами он явно пытался поддержать своего визави.

Дело в том, что ожидаемая разблокировка транспортных коридоров в регионе, переговоры по которой стали одним из пунктов трехстороннего соглашения об окончании Второй карабахской войны, не слишком выгодна Грузии.

В перспективе этот проект предполагает открытие границы Армении с Турцией, а также запуск железнодорожного транзита через Азербайджан между Арменией и Россией. И таким образом он может лишить Грузию серьезной статьи доходов. Сейчас порт Батуми служит для Армении едва ли не единственным окном в Европу, а КПП «Верхний Ларс» между Тбилиси и Владикавказом — в Россию. При этом железная дорога, даже пролегающая через Азербайджан, теоретически может стать для Армении более выгодным путем транзита, чем через Военно-грузинскую дорогу (ВГД), которая периодически закрывается из-за плохой погоды. Как сказали “Ъ” в Министерстве экономического развития Грузии, переоценить значимость этой дороги для региона невозможно: из 315 тыс. автомобилей, проезжавших в 2020 году по грузинским автотрассам, 45% приходилось именно на ВГД, которая связывает Грузию и Армению с Россией.

Внимание этому маршруту в Тбилиси уделяли еще до изменения статус-кво в Нагорном Карабахе. Два года назад грузинские власти с помощью Азиатского банка развития, а также Европейского банка реконструкции и развития, выделивших в общей сложности около $500 млн, начали строительство автомагистрали, по сути параллельной ВГД. Новая автомобильная трасса Квешети—Коби протяженностью 22,7 км будет менее подвержена оползням и лавинам, а значит, более привлекательна для водителей фур. Проект предусматривает строительство девятикилометрового тоннеля диаметром 15 метров, аналогов которому в мире — единицы. Кроме основного тоннеля до 2024 года будет построено еще пять более коротких тоннелей и шесть мостов.

«Тоннель, строительство которого планируется завершить в течение трех лет, существенно облегчит сухопутное сообщение Армении с Россией,— сказал “Ъ” директор крупнейшей армянской логистической компании «Апавен» Гагик Агаджанян.— После ввода в эксплуатацию этой инфраструктуры Грузия станет лучшей транзитной страной в Россию для Армении. То есть новая инфраструктура не только сохранит транзитную привлекательность Грузии, но и повысит ее».

Тем не менее, как заявил “Ъ” бывший государственный министр Грузии по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили, грузинской стороне не стоит расслабляться.

«Наши власти теряют инициативу, поскольку не участвуют в российско-азербайджано-армянской межправкомиссии, работающей сейчас над проблематикой открытия коммуникаций»,— считает господин Закареишвили.

Напомним, что при разговорах о разблокировке транспортных коридоров в регионе пока наиболее активно обсуждается только один маршрут — из Баку в Нахичевань (азербайджанский анклав), который проходит через Сюникскую область Армении. Этот регион после окончания боев в Карабахе стал если не горячей точкой, то точно точкой напряжения — местные жители очень недовольны тем, что азербайджанские военные разрезают населенные пункты буквально по живому, объясняя это тем, что, согласно советским картам, граница Армянской и Азербайджанской ССР проходила именно там.

Строительство железной дороги через Сюник (или, как его называют в Азербайджане, Зангезур) армянские власти воспринимают крайне негативно, полагая, что она нужна исключительно Баку, но не принесет никакой пользы Еревану. «Исключено, чтобы я обсуждал вопрос коридора. Да, слово «коридор» принято использовать в качестве транспортного направления, но в этом контексте я отмечаю, что даже в качестве транспортного коридора подобный вопрос обсуждаться не будет»,— прокомментировал на днях идею «Зангезурского коридора» армянский вице-премьер Мгер Григорян, который входит в трехстороннюю комиссию по разблокировке транспортных коммуникаций.

При этом на фоне визита грузинского премьера в Ереван в Сюнике произошел новый инцидент, который поднял проблему на новый уровень.

Как утверждают армянские военные, утром 12 мая азербайджанские вооруженные силы под предлогом «уточнения границы» продвинулись вглубь армянской территории. Но ситуацию удалось разрешить без применения силы. «Ведутся переговоры, там находится представитель российской стороны, командующий погранвойсками Армении,— сказал журналистам глава комиссии по вопросам обороны и безопасности армянского парламента Андраник Кочарян.— Россия взяла на себя весомые обязательства, и поэтому я уверен, что перспектив столкновения, связанного с этой проблемой, нет». Эту ситуацию Никол Пашинян обсудил и с грузинским гостем.

По мнению азербайджанского политолога, эксперта международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархада Маммадова, в обозримой перспективе транзитные потоки через Грузию сохранят прежний объем. «Все перспективы разблокировки коммуникаций — неблизкие. Реализация ближайшего плана, а именно строительство «Зангезурского коридора», предполагает три-четыре года»,— сказал он “Ъ”. И отметил, что совсем недавно первый контейнерный поезд из Турции, проследовав по дороге Баку—Тбилиси—Карс, достиг Калужской области. А значит, считает эксперт, железнодорожное сообщение между Россией и Турцией уже можно считать налаженным.

Профессор Грузинского института общественных дел Торнике Шарашенидзе также уверен, что опасность открытия армяно-азербайджанских коммуникаций для транзитной функции Грузии сильно преувеличена.

«Для восстановления прежних и выстраивания новых армяно-азербайджано-российских коммуникаций потребуется время и немалые средства»,— сказал он в беседе с “Ъ”. По мнению эксперта, «даже если Азербайджан восстановит железнодорожную ветку в Нахичевань, она вряд ли сможет удовлетворить все потребности Азербайджана, Нахичевани и особенно Турции». А потенциал портов в Батуми и Поти, из которых можно отправить товары в любую точку мира, господин Шарашенидзе и вовсе считает уникальным и незаменимым.

Паата Закареишвили соглашается с тем, что после открытия новых маршрутов «полностью нивелировать транзитную функцию Грузии вряд ли удастся». Но, добавляет он, «страна все же потеряет значительные ресурсы из-за нерадивости своих властей».

Георгий Двали, Тбилиси; Аршалуйс Мгдесян, Ереван; Кирилл Кривошеев

По материалам: kommersant.ru

Похожие статьи

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)