На всеобщие нужды

На всеобщие нужды

На всеобщие нужды

Рынок розничных кредитов постепенно трансформируется: растет доля нецелевых ссуд (кредитов наличными и карточных), доля целевых сокращается. Границы между традиционными сегментами кредитования размываются: машины нередко покупают по потребительскому кредиту, POS-кредиты (в торговых сетях) вытесняются кредитными картами и картами рассрочки. “Ъ” попытался разобраться в том, следует ли ожидать появления некоего универсального способа предоставления гражданам заемных средств, который заменит все традиционные виды кредитования.

Если рассмотреть в ретроспективе данные аналитического агентства FrankRG за последние пять лет по динамике выдач кредитов физическим лицам по сегментам, изменения очевидны. Например, на начало 2015 года 50% всех выдач розничных кредитов приходилось на ипотеку, доля нецелевых кредитов (кредиты наличными и карточные кредиты) составляла 36%, а на автокредиты приходилось 5% всех выдач, еще 9% выдач обеспечивали POS-кредиты. По данным на 1 июня 2020 года, доля нецелевых кредитов выросла до 50%, тогда как доля ипотеки сократилась до 41%. При этом доля POS-кредитов упала в три раза — до 3%. И за этими цифрами стоят процессы не только изменения доли конкретных продуктов, но и их трансформации, взаимное проникновение свойств.

Розничное кредитование можно поделить на два основных сегмента — обеспеченное и необеспеченное. Классическими видами первой категории является ипотека и автокредиты, когда приобретаемый за счет средств банка объект становится залогом до полного погашения ссуды. Это позволяет по обеспеченным кредитам предлагать более низкие ставки. Но, как правило, банки по таким кредитам требуют страхования предмета залога, что является дополнительным расходом. К сегменту необеспеченных относятся кредиты наличными, кредитные карты, POS-кредиты (целевые кредиты на приобретение товаров в торговых сетях).

Банкиры подтверждают, что классические продукты меняются. «Грани между конкретными сегментами розничного кредитования постепенно стираются. Основная причина — стремление банков стать максимально удобными для клиентов,— отмечает начальник управления оценки доходности розничных продуктов и портфеля ВТБ Дмитрий Лепетиков.— У клиента есть конкретная потребность, например, купить автомобиль. Банк может помочь реализовать ее разными способами: с применением залога, то есть автокредит, или без него, то есть выдать кредит наличными». Происходит заимствование характеристик одного продукта в другие, на рынке создается все больше комбинированных кредитных продуктов, сочетающих в себе преимущества разных видов кредита, добавляют в Почта-банке. «Развитие технологий, ужесточение конкуренции и повышение взыскательности клиентов способствуют взаимопроникновению банковских продуктов. Условия на рынке диктует потребитель,— отмечает старший кредитный специалист Moody`s Ольга Ульянова.— Сегодня билет в театр можно купить в мобильном приложении банка, а кредит взять у автодилера. Аналогично клиент банка вполне готов к потреблению гибридного банковского продукта, коль скоро этот продукт удовлетворяет его усложнившимся пожеланиям».

По словам предправления ХКФ-банка Юрия Андресова, наибольшая трансформация произошла на рынке POS-кредитования. Особенность этого в том, что, хотя сам кредит является необеспеченным, человек получает на руки не деньги, а товар, например, холодильник, смартфон, шубу, а затем гасит кредит банку. «Сам термин «POS-кредит» уже не отражает рыночные реалии. Он стал частью экосистемы «кредитов на покупку», которая включает онлайн-кредиты, кредитные карты, карты рассрочки, банковские и небанковские финансовые сервисы»,— поясняет господин Андресов. Самый яркий пример размывания границ сегмента — это карты рассрочки, считает начальник управления по развитию розничных банковских продуктов «Ренессанс Кредита» Светлана Сурина. Новизна здесь состоит в том, что в «револьверный» карточный продукт (возобновляемая сумма на карточном счету, как только вы погасили часть взятого кредита, она вновь доступна вам к использованию) впервые была зашита традиционная для товарного ритейла практика — делиться частью маржи с тем, кто обеспечивает привлечение клиента (с ритейлером—партнером банка), поясняет госпожа Сурина. По сути, карта рассрочки позволяет тратить кредитные средства на определенные товары без уплаты процентов, их погашает ритейлер, который заинтересован в продвижении продаж своего товара. «В последние несколько лет мы действительно видим тренд на замещение товарных и денежных кредитов кредитными картами и картами рассрочки,— соглашается первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.— В 2017–2018 годах драйвером роста потребкредитования были целевые кредиты на покупку товаров и услуг в торговых сетях и магазинах, но уже с середины 2019 года мы видим устойчивый рост доли карт с лимитами в структуре потребкредитования». За три года портфель таких кредитов вырос почти в пять раз.

Карты рассрочки в первую очередь конкурируют не с другими банковскими продуктами, а с программами лояльности самих розничных сетей, обращает внимание Светлана Сурина. Наиболее известные карты рассрочки, имеющие собственный бренд,— «Халва» (Совкомбанк), «Совесть» (группа Qiwi, недавно проект был продан Совкомбанку), «Свобода» (ХКФ-банк).

В последнее время элементы рассрочки включают в свои карточные продукты почти все крупные банки. «Миграция POS-кредитов и кредитов наличными с небольшими суммами в кредитные карты и карты рассрочки связана в первую очередь с появлением карт с длинными льготными периодами (до 100+ дней). Карты с установленным кредитным лимитом закрывают потребность в совершении непредвиденных операций»,— указывает руководитель департамента розничных продуктов банка «Уралсиб» Оксана Матюшенко. «У населения есть потребность в денежных средствах, которые они могут использовать по своему усмотрению, поэтому банковские продукты, предоставляющие свободные средства помимо запрашиваемых, востребованы»,— добавляет директор по розничному кредитованию МТС-банка Иван Барсов.

Снижение доли ипотечных кредитов (наиболее популярные из залоговых) также имеет объяснение. По словам директора розничных продуктов банка «Дом.РФ» Евгения Шитикова, многие клиенты, заинтересованные в крупных целевых покупках (автомобили, путешествия, крупная техника), все чаще обращаются за потребительским кредитом. «Это объясняется простотой и скоростью его получения, а также отсутствием необходимости предоставлять дополнительные документы по предмету покупки и возможностью дистанционного оформления»,— поясняет он.

Последние несколько лет Россельхозбанк (РСХБ) действительно отмечает тенденцию к снижению объемов кредитования по различным специальным программам (автокредиты, целевые кредиты и др.), отмечают там. «В практике МКБ из продуктового ряда автокредит был вытеснен потребительским по причине более удобного оформления для клиентов (потребительский нецелевой кредит не требует оформления залога, процедуры синхронизации продажи авто в автосалоне с подписанием кредитного договора с банком и т. д.) при сравнительно незначительном повышении цены,— говорит руководитель дирекции розничного и электронного бизнеса МКБ Алексей Охорзин.— Сейчас в МКБ около 15% клиентов берут потребительские кредиты на покупку автомобилей».

Также наблюдается тенденция приобретения или строительства загородных домов на средства потребительских кредитов, говорит господин Охорзин, в МКБ уже около 10% клиентов берут потребительские кредиты на покупку загородной недвижимости. По словам директора департамента розничного кредитования Промсвязьбанка Андрея Точеного, из-за сильного снижения кредитных ставок за последние годы люди, которым для покупки квартиры не хватает сумм до 1,5 млн руб., предпочитают брать потребительские беззалоговые кредиты, а не ипотеку. «Разница между ставками по ипотеке и крупным потребительским кредитам составляет сейчас порядка 2–3 процентных пункта, и люди зачастую готовы на такую разницу, чтобы не тратить время на страхование, оценку и регистрацию залога и не передавать квартиру в залог»,— поясняет он.

Например, необходимо приобрести вторичную недвижимость (загородный участок или квартиру) на сумму 2,5 млн руб. Согласно калькулятору на сайте Сбербанка, если клиент не является зарплатным, кредит обойдется ему по ставке 10,2% годовых. Сам кредит составит около 2,1 млн руб., а оставшуюся часть (400 тыс. руб.) составит первоначальный взнос. При выплате на пятилетнем периоде ежемесячные платежи составят 45 тыс. руб. При этом кредит на любые цели от Сбербанка на тот же срок и на сумму 2,5 млн руб. предлагается по ставке 12,9% годовых и выплатах 56 тыс. руб. в месяц. Необходимости делать солидный первоначальный взнос нет, да и оформление займет заметно меньше времени. То есть нагрузка возрастает некритично, но гибкость заметно повышается.

Залоговые кредиты действительно нередко мигрируют в беззалоговые кредиты наличными, соглашается Оксана Матюшенко, но отмечает и обратную тенденцию — на рынке все больше нецелевых кредитов под залог, когда клиенты закладывают недвижимость или автомобиль для получения больших сумм на более выгодных условиях. В последний год на фоне роста закредитованности граждан такая схема получила развитие, десятки банков самых разных размеров предлагают такие продукты. «Новой тенденцией рынка стал перевод выдачи крупных потребительских кредитов из необеспеченных в обеспеченные»,— говорит директор департамента продуктов банка «Санкт-Петербург» Дмитрий Алексеев. По словам управляющего директора по розничным продуктам Райффайзенбанка Андрея Спивакова, многие банки, ограничивая по кредитам наличными сроки пятью годами и суммы, стали активно предлагать займы под залог автомобиля и недвижимости. Например, в Сбербанке кредит под залог недвижимости можно взять на срок до 20 лет и на сумму до 10 млн руб. Ставка по нему (в случае отказа от страховки и если клиент не является заемщиком банка) составит 12,8% годовых, что сравнимо со ставкой по необеспеченному кредиту (но меньшего объема и на меньший срок).

Впрочем, участники рынка уверены, что полной универсализации кредитов ждать не стоит, эволюция в основном коснется способов их предоставления заемщикам. Уже в 2020 году больше половины всех продаж происходит не по модели «клиент обратился в банк», а наоборот, когда банк, оценив риски и запросы клиента, делает ему предодобренное предложение, отмечают в ПСБ. «Это обусловлено активным переходом населения в онлайн-каналы при одновременном серьезном развитии банковских технологий, которые принципиально меняют подход к оценке риск-профиля клиентов и организации кредитного процесса»,— поясняют там. По мнению Андрея Спивакова, в будущем значительные изменения произойдут в интерфейсах на фоне ожидаемого стремительного роста удаленных продаж. «В перспективе стоит ждать не исчезновения тех или иных сегментов, а скорее их трансформацию вслед за инновациями и развитием каналов банковского обслуживания»,— соглашается предправления «Русского стандарта» Александр Самохвалов. Вряд ли стоит в ближайшей перспективе ожидать полного исчезновения конкретных сегментов в кредитовании, но точно на рынке будут появляться новые предложения на стыке разных кредитных продуктов, заключают в МТС-банке.

Ксения Дементьева, Ольга Шерункова

По материалам: kommersant.ru

Похожие статьи

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)