В театре Райхельгауза провели первый показ спектакля после карантина

Все строго по правилам: охранник встречает каждого артиста и сотрудника театра «Школа современной пьесы» приглашением  измерить температуру. Услышав свое «тридцать шесть и шесть» и получив при необходимости маску, участники первого публичного после самоизоляции прогона спектакля отправляются в зал «Эрмитаж». Спектакль «Толстого нет» по пьесе известного петербургского драматурга Ольги Погодиной-Кузминой в постановке Александра Созонова станет одной из первых премьер нового сезона. В главной роли — Ирина Алфёрова. В понедельник его принимал  худсовет театра. Премьера уже назначена.

Фото: Павел Смертин

Показ открывает Иосиф Райхельгауз, говорит, что на самом деле, никакого худсовета в театре  на Трубной нет. Просто собирается  команда профессионалов – худрук, директор, завлит, завмуз, завпост, приглашаем нескольких близких театру людей, потому что артисты должны чувствовать реакцию публики, пусть немногочисленной. 

— Ведь они не выходили к зрителям с середины марта – четыре месяца! Это огромный срок. Мы смотрим. Обсуждаем. Даем рекомендации режиссеру – тем более, что Александр Созонов пока еще вправе считаться молодым режиссером. При этом он может с нами не согласиться, оспорить замечания, гнуть свою линию – на то он и автор спектакля. А премьеру покажем в конце октября.

Зрители рассаживаются в зале с большими интервалами. Но кое-кто сидит рядом. Пространство спектакля решено очень нестандартно: три сценических подиума распределены по залу. Слева – гостиная особняка Льва Толстого в Ясной Поляне. По центру – комната Софьи Андреевны с швейной машинкой – символом ее семейного статуса верной жены и матери. Справа – территория Чарткова – демона, черта, комментатора, инфернального конферансье этого драматического шоу. А вот зрительские места размещены прямо между этими локациями, что позволяет артистам вступать со зрителями в контакт, не слишком заботясь о социальной дистанции. 

— Как Толстой попал в »Школу современной пьесы» ещё та история. Однажды завлиту Екатерине Кретовой раздался звонок на мобильный: «Я – Александр Созонов, был участником вашей лаборатории «Класс молодой режиссуры». Помните меня?» — «Помню». Тогда режиссерская заявка Созонова (он ученик Серебренникова) действительно была сильной, резкой. Спрашиваю: «А сейчас то что вы хотите у нас поставить?» и услышала  неожиданный ответ: «А что вам нужно?», то есть любой ваш каприз. «Нужен хороший материал для народной артистки Ирины Алферовой» —  «Перезвоню». А через 15 минут молодой режиссёр сообщил, что у него в портфеле есть пьеса для Ирины Алферовой. «Это будет абсолютный успех», — нахально объявил он. Прислал пьесу, приехал, поговорили. Дерзкий, самоуверенный – короче, удивил.  После  встречи с Райхельгаузом дальше пришел черед удивляться Созонову: встреча  с  худруком  длилась тоже 15 минут и закончилась тем, что Райхельгауз ему сказал: «Начинайте работать». Я теперь эту историю всем молодым режиссерам рассказываю как пример. Сугубо положительный.

И вот спектакль «Толстого нет» уже на сцене. Невозможно оторвать глаз от анимации, которая транслируется на стены особняка. Это не обычная видеопроекция, используемая в сценографии, которая, пожалуй, уже превратилась в банальность. Здесь – это выразительный художественный прием, имеющий смысл именно в данном интерьере – старинном особняке XIX века, в котором располагается «Школа современной пьесы».

Артисты — Валерия Ланская, Иван Мамонов, Николай Голубев, Ольга Грудяева, Борис Вайнзихер, Александр Сеппиус, Павел Дроздов —  пока играют не в костюмах. Полностью декорации и костюмы будут готовы только к премьере. Из-за эпидемии многие производственные работы пришлось остановить – закрылись мастерские. Однако даже в своем собственном платье исполнительница главной роли Софьи Андреевны Толстой – Ирина Алферова – выглядит весьма эффектно. Величественность соседствует с наивностью, проявление твердой воли сменяет истерический срыв, терпеливая верность гению спаяна со смертельной обидой на него – именно такой образ создает артистка. 

— Мне хотелось сделать спектакль не только о Софье Андреевне Толстой, но и об этом удивительном доме, в котором находится театр, — скажет после показа режиссер Созонов, — Дом – герой спектакля. Он живет своей жизнью. В самом начале – оживает, как бы проступает из темноты. Прорастает прекрасными узорами. Затем его охватывает пламя. И в финале его заливают струи дождя.

Источник

Похожие статьи

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)