Инвестиции местного действия

Инвестиции местного действия

Инвестиции местного действия

Стагнация рынка фармацевтической розницы вынудила его крупнейших игроков менять модель развития. Федеральные сети больше не могут позволить себе агрессивно скупать конкурентов в регионах из-за невозможности покрыть издержки. Такая ситуация оказалась выгодна локальным игрокам, которые сами занялись активным приобретением мелких компаний, обогнав за счет этого федеральные сети по динамике роста оборота. Но, по прогнозам экспертов, эта тенденция продлится до середины 2020 года.

По итогам 2019 года у крупнейших аптечных сетей сократилась динамика роста продаж. По данным DSM Group, у «Риглы» этот показатель вырос на 16,7%, тогда как годом ранее на 24%. Выручка ГК «Эркафарм» увеличилась на 0,1% против 48% в 2018 году. Только аптечная сеть «36,6» по итогам 2019 года смогла улучшить показатели. Так, если в 2018 году компания продемонстрировала падение продаж на 12%, то по итогам 2019 года ей удалось нарастить показатель на 3,5%.

В то же время гораздо больший рост продемонстрировали региональные компании. Так, по итогам прошлого года на 62% против 42% в 2018 году удалось нарастить оборот новосибирской сети «Мелодия здоровья», принадлежащей фармдистрибутору «Катрен». На 73% выросли продажи курского ритейлера «Аптечные традиции», который с начала 2019 года вышел из ассоциации АСНА и начал работать самостоятельно.

Рост продаж у региональных игроков и скромные показатели федеральных сетей в DSM Group связывают с тем, что локальные компании стали активнее покупать конкурентов, тем самым увеличивая количество точек продаж. Это подтверждается данными AlphaRM, согласно которым «Мелодия здоровья», в частности, в прошлом году совершила три крупные сделки. Компания приобрела 49 точек петербургской «Фармакор», принадлежавшей бывшим акционерам «36,6» Ивану Саганелидзе и Владимиру Кинцурашвили. Кроме этого, «Мелодия здоровья» стала владельцем московской сети «Дежурная аптека», включавшей в себя 23 точки, а также 21 аптеки петербургской компании «Удачные».

Крупную сделку в 2019 году провела и сеть «Аптечные традиции». Так, компания приобрела сразу 93 точки московской сети «Фармастар», зайдя таким образом на столичный рынок. Сеть «36,6», которой единственной из федеральных игроков удалось улучшить показатели по продажам по сравнению с 2018 годом, стала владельцем 34 аптек сети «Калина Фарм» в Великом Новгороде. Между тем еще в 2014 году компания продала все свои региональные активы, но пару лет назад решила вновь начать региональную экспансию: покупка «Калина Фарм» — в рамках логики этой стратегии. Сейчас компания, по данным своего официального сайта, работает также в Санкт-Петербурге, Подмосковье, Ленинградской и Владимирской областях. Всего на рынке фармацевтической розницы, по подсчетам AlphaRM, в 2019 году было совершено 23 крупные сделки.

Локальные аптечные сети, управляющие несколькими сотнями точек, испытывают меньше проблем с интеграцией приобретаемых аптек по сравнению с федеральными игроками, говорит управляющий партнер «Проектирования систем управления» Павел Лисовский. Такие компании могут перевести процесс присоединения в ручной режим, тогда как крупные игроки пытаются сделать его системным, поясняет господин Лисовский.

Возможность активно приобретать конкурентов региональные компании получили в том числе потому, что от сделок M&A стали отказываться федеральные сети, считает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. В результате собственники, желающие выйти из аптечного бизнеса, стали чаще обращаться с предложениями к локальным конкурентам, отмечает эксперт.

По словам директора розничного подразделения «36,6» Александра Кузина, крупные игроки сосредоточились на том, чтобы достичь максимальной эффективности каждой точки, а не на наращивании оборота и доли на рынке. Это связано с падением динамики роста рынка. Если в 2018 году, по данным DSM Group, продажи лекарств в аптеках в денежном выражении выросли на 4,6%, то в 2019 году — уже на 3%. А в натуральном выражении объем реализации упал на 1,8% при росте годом ранее на 4,9%.

О решении сконцентрироваться на уже имеющихся точках говорят и в ГК «Эркафарм», которая в 2017 году закрыла одну из крупнейших сделок в истории аптечного рынка. Располагая более чем 300 точками, компания приобрела 1,048 тыс. аптек сети обанкротившейся впоследствии группы «Роста». Поскольку приобретаемая сеть была глубоко убыточной, финансовые показатели «Эркафарм» в процессе интеграции тоже ухудшились, признавала в интервью “Ъ” гендиректор ГК Анастасия Карпова. По данным источника “Ъ” на фармацевтическом рынке, суммарный долг приобретаемых аптек составлял несколько миллиардов рублей.

Не закончив интеграцию купленных точек, в 2018 году «Эркафарм» стала собственником еще одной убыточной компании — сети «Самсон-фарма». По данным источника “Ъ”, ее долг составлял около 10 млрд руб. Впрочем, в «Эркафарм» отрицают аффилированность с «Самсон-фармой», отмечая, что у них всего лишь работает маркетинговый союз. Но, по данным «СПАРК-Интерфакс», владельцем 100% ООО «Самсон-фарма» является Александр Ларин, который был совладельцем ООО «Аптеки 36,6 «Северо-Запад»» и «Аптеки 36,6 «Волгоград»». Эти компании были проданы аптечной сетью «36,6» группе «Роста» в 2013 году. Кроме этого, господин Ларин являлся гендиректором петербургского ООО «Фрея», которое было зарегистрировано по тому же адресу, что и ООО «ИФ-Девелопмент», аффилированное с основателем «Эркафарм» — холдингом «Империя фарма». До ноября 2014 года «Фрея» также была владельцем 90% в ООО «ИД «ФФ Медиа»», управляющем отраслевым изданием Vademecum, которое считается на рынке близким к «Эркафарм».

Опрошенные “Ъ” участники рынка считают, что именно покупка «Эркафарм» убыточных сетей и возникшие при интеграции трудности стали причиной того, что компания пока что воздерживается от новых сделок. В 2020 году в ГК намерены продолжить работу по повышению рентабельности бизнеса. Тем не менее в «Эркафарм» заявляют, что благодаря сделкам M&A в течение пяти лет компания нарастила оборот в десять раз, а также считают, что ГК сформировала рыночный тренд на консолидацию фармацевтической розницы.

В сети «Ригла» «не заметили» сокращения числа предложений по сделкам, говорит ее гендиректор Александр Филиппов. Он также отмечает, что компания развивается и органическим путем. Такого же способа придерживается и «Неофарм», говорит ее гендиректор Евгений Нифантьев. По его словам, при покупке другого игрока покупатель вкладывает средства не только в приобретение, но и в ремонт и переоборудование точек. Зачастую эти вложения сопоставимы с объемом средств, необходимых для открытия с нуля собственной аптеки, объясняет выбранную стратегию господин Нифантьев. Но, по словам владельца «Аптечных традиций» Дмитрия Руцкого, вложения в покупку и открытие с нуля сопоставимы только в Москве. В регионах, по его данным, для того чтобы открыть аптеку, необходимо около 700 тыс. руб., тогда как стоимость готовой точки начинается от 1 млн руб.

При этом федеральным сетям становится все труднее работать в регионах. Прежде всего это связано с тем, что локальные игроки применяют льготный единый налог на вмененный доход, говорит Евгений Нифантьев. В Москве такая система невозможна, а чтобы воспользоваться ею в регионах, федеральным сетям, которые работают преимущественно через небольшое количество юрлиц, придется дробиться, а крупные сети этого делать не хотят, объясняет Евгений Нифантьев.

Кроме этого, на фоне падения доходов населения снижается и покупательная способность, в то время как в регионах она и так была ниже по сравнению с ситуацией в Москве и Санкт-Петербурге, отмечает Сергей Шуляк. По его словам, федеральным игрокам в таких условиях выжить трудней.

Сконцентрировавшиеся в 2019 году на сделках сети намерены продолжать этот тренд и в 2020 году. Так, по данным отраслевого издания «Фармацевтический вестник», компания «Аптека экономия 1», контролируемая Владимиром Кинцурашвили и Иваном Саганелидзе, приобрела 15 точек сети «Флория». Бывшие акционеры «36,6» развивают сеть «Межрегиональная розничная фармацевтическая компания» (МРФК), куда также входит более 40 аптек премиальной сети A.V.E. После продажи «Мелодии здоровья» петербургского «Фармакора», у МРФК остались аптеки только в Москве.

Дмитрий Руцкой планирует к концу года удвоить число точек «Аптечных традиций». Развиваться предполагается именно за счет сделок M&A, причем преимущественно в Москве, говорит он. По мнению господина Руцкого, этот способ является наиболее эффективным в условиях падающего рынка: «При покупке готовой точки вы не получаете кота в мешке, а заранее знаете, какой у нее трафик, конкурентное окружение и дальнейшие перспективы». По его словам, аптечный рынок в России уже сильно перегружен для того, чтобы расти органически. В наиболее привлекательных для бизнеса регионах — Москве и Санкт-Петербурге — мест, где можно было бы открыть аптеку, уже вообще не осталось, добавляет Сергей Шуляк.

Впрочем, по прогнозам Павла Лисовского, бум сделок пойдет на спад после того, как маркировка лекарств станет обязательной. Дело в том, что большинство сделок как крупными, так и небольшими сетями совершается путем не покупки юридического лица, а переуступки прав аренды помещения, где находится точка, со всем оборудованием и товарными остатками, а зачастую и персоналом, говорит Павел Лисовский. По словам эксперта, такой механизм позволяет покупателю избежать ряда юридических трудностей. Но после введения обязательной маркировки эта схема станет невозможной, так как передавать маркированный товар другому юридическому лицу без договора купли-продажи будет нельзя, поясняет господин Лисовский.

Тем не менее эта тенденция может заложить основу для кардинального изменения ситуации на рынке. По прогнозам Сергея Шуляка, в долгосрочной перспективе крупнейшими сетями станут те, кто сейчас только активно начинает скупать конкурентов. С этим согласны и сами компании. Аналогичная ситуация за последние 20 лет сложилась на рынке фармацевтических дистрибуторов, признает Александр Кузин.

Мария Котова

По материалам: kommersant.ru

Похожие статьи

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)