Борьба с остаточной незанятостью

Борьба с остаточной незанятостью

Москва, регион с самой низкой безработицей в РФ, переформатирует работу городской службы занятости: она будет ориентирована на кадровые консультации для наиболее уязвимых групп населения и проблемных секторов рынка труда. Работа центров занятости интегрируется с офисами «Мои документы», а работа служб занятости будет скоординирована с приоритетами соцполитики. Москва — первый регион РФ, пошедший на системную трансформацию архаичных служб занятости,— этот опыт, видимо, имеет все шансы быть масштабирован в рамках страны.

Правительство Москвы раскрыло планы трансформации городских служб занятости. 19 апреля мэр Москвы Сергей Собянин открыл первый из четырех новых общегородских и одного специализированного («Моя карьера») центров занятости населения под брэндом «Моя работа», объявив о реформе служб занятости Москвы, которые к лету 2019 года будут переведены в офисы «Мои документы» (56 территориальных служб).

Как рассказала “Ъ” заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, проект реализуется три месяца. Крупных изменений в городском бюджете он не предполагает (расходы под контролем департамента — около 4 млрд руб. в год, включая выплату пособий по безработице). Реформа предполагает изменение приоритетов служб занятости, ранее, как и во всей РФ, фактически выступавших в роли офисов оформления пособий по безработице. В ее рамках флагманские центры «Моя работа» будут заняты карьерными консультациями, профориентацией, тренингами по поиску работы, разработкой индивидуальных стратегий профессиональной подготовки и переподготовки. В офисах «Мои документы» будет работать 61 территориальная служба занятости. По словам госпожи Раковой, в первую очередь они будут заниматься представителями групп населения, имеющих проблемы с трудоустройством, или людьми в сложной жизненной ситуации: многодетные семьи и неполные семьи с детьми с низким уровнем доходов, люди предпенсионного возраста, люди с перерывами в карьере (в том числе женщины с детьми) и молодежь без опыта работы. Центр «Моя карьера» также будет специализироваться на трудоустройстве и карьерных консультациях для лиц со специальными потребностями (в том числе с инвалидами в официальной терминологии).

Для более эффективной работы Москва радикально сократила административные процедуры для безработных: ранее оформление требовало заполнения 24 документов, теперь — 11, время на бюрократическую работу сокращено почти вдвое, что освобождает его для диалога о работе. Все справки для постановки на учет доступны в тех же центрах «Мои документы».

Во многом цель проекта — интегрировать социальную и трудовую политику Москвы в клиентоориентированном бесплатном городском сервисе: по словам Анастасии Раковой, в его разработке активно участвовали крупнейшие кадровые и рекрутинговые агентства. Службы занятости нового формата будут заниматься и открытым массовым, и индивидуальным отбором персонала по заказу конкретных работодателей, но в мэрии подчеркивают, что активной конкуренции с профессиональными посредниками на рынке труда не предполагается: для служб занятости в отличие от агентств главный клиент — соискатель вакансий, а не работодатель. Основным критерием успешности новых служб будет процент трудоустройства соискателей.

Москва, один из крупнейших рынков труда в РФ, имеет минимальный в стране уровень безработицы — 1,2% по МОТ, фактически речь идет об «отрицательных» уровнях безработицы, проблемных для динамики ВРП. При этом абсолютная популяция бедных в Москве — также крупнейшая в РФ в силу величины населения города, а из-за особенностей городской экономики, динамики рынка труда и демографии проблемы структурной безработицы в городе часто воспринимаются резче, чем в других регионах. Отметим, во многом именно ведомственная фрагментированность социальных служб эффективно блокирует выработку единых подходов к борьбе с бедностью и общих принципов социальной политики РФ в течение десятилетий по крайней мере на уровне регионов. Фактическое объединение задач соцполитики и рынка труда — решение, которое, как показал опыт «Моих документов» и МФЦ, с большой вероятностью будет применяться через некоторое время в других субъектах РФ.

Дмитрий Бутрин

По материалам: kommersant.ru

Похожие статьи

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены (обязательно)